ГИЛЬДИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
при Московской торгово-промышленной палате
Рекомендации РСПП по поддержанию и продвижению повестки устойчивого развития в современной российской практике
Представители делового и экспертного сообщества, ведущие компании - лидеры российского бизнеса постоянно отмечают сохранение актуальности и интереса к повестке и проектам устойчивого развития, его социальным, экологическим факторам и аспектам управления (ESG-факторам). Это происходит, несмотря на текущие вызовы и задачи компаний в условиях существенных изменений геополитической, экономической и социальной среды.

Подтверждается приверженность принципам ответственного ведения бизнеса в соответствии с Социальной хартией российского бизнеса, Глобальным Договором ООН, Повесткой в области устойчивого развития на период до 2030 г. (ЦУР ООН). Эти документы служат платформой для формирования корпоративных стратегий и практики, отвечающих целям устойчивого развития бизнеса на основе эффективного управления факторами и рисками устойчивого развития, учета инте­ресов общества и задач развития страны в целом.

Организации сохраняют долгосрочный горизонт планирования в вопросах устойчивого развития, уточняя его приоритеты, продолжая при этом реализовывать ключевые и долгосрочные проекты в этой сфере, совмещая поиски подходов к решению тактических и стратегических задач. ESG-факторы играют в этом существенную роль как в решении текущих задач – сохранение производства, рабочих мест, цепочек поставок, так и в контексте задач средне - и долгосрочной перспективы.

В числе приоритетных вопросов для объединения усилий делового, экспертного и профессионального сообщества остаются вопросы ресурсосбережения, переработки отходов, охраны окружающей среды климатической повестки, развития трудового потенциала и поддержки персонала, формирования новых устойчивых цепочек поставок, взаимодействия с местными сообществами, а также развития содействующей им системы корпоративного управления. Среди новых вопросов отмечается необходимость выработки регулирующих документов и базовых показателей устойчивого развития, поиска баланса между локализацией ESG инструментов и национальных стандартов, с одной стороны, и поддержанием связи с международными площадками и инструментами - с другой, а также сохранением вектора движения к целям устойчивого развития, принятым мировым сообществом.

Представляется целесообразным в этой связи рекомендовать бизнесу и предложить Правительству Российской Федерации в ближайшей перспективе сосредоточиться на следующих основных приоритетах для достижения устойчивого развития с учетом его социальных, экологических факторов и аспектов управления в их связи с экономической составляющей.

Рекомендации для бизнеса

· Корпоративное управление:

o Осуществлять принятие принципов и продолжать переход к модели устойчивого корпоративного управления (Sustainable Governance), не снижать достигнутый уровень и последовательно совершенствовать качество корпоративного управления.

o Сохранять в повестке органов управления актуальность вопросов поддержания баланса между экономической эффективностью, со­циальной и экологической результативностью деятельности организации как основы устойчивого развития.

o Повышать уровень осведомленности персонала в вопросах устойчивого развития, совершенствовать и наращивать соответствующие компетенции сотрудников, увеличивая вовлеченность персонала в тематику устойчивого развития.

o Сохранять достигнутый уровень прозрачности, поддерживать процессы отчетности по устойчивому развитию как важный инструмент совершенствования практики управления, а также взаимодействия с заинтересованными сторонами.

· Долгосрочная стратегия ответственного ведения бизнеса:

o Основываться на принципах взаимодействия и партнерства с заинтересованными сторонами, соблюдения прав человека, этических норм ведения бизнеса.

o Строить взаимоотношения бизнеса с представителями гражданского общества и государством на основе законности, публичности и прозрачности.

o Рассматривать в качестве приоритетных направлений достижения положительного совместного воздействия на окружающую среду, общество и экономику вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения, создания и поддержания эффективных рабочих мест, ответственного производства и потребления, промышленной и экологической безопасности, обращения с отходами.

o Содействовать развитию человеческого капитала за счет создания благоприятных условий труда, обучения персонала, реализации эффективных социальных программ для сотрудников, а также способствовать повышению уровня вовлеченности в вопросы устойчивого развития с использованием образовательных программ и волонтерских инициатив.

o Развивать тематические отраслевые практики устойчивости и создавать цифровые платформы устойчивого развития

Предложения для органов власти

· Национальные приоритеты и позиция государства:

o Подтвердить поддержку Российской Федерацией Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее-Повестка) и Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).

o Поддерживать продолжение участия представителей российского бизнеса в работе органов ООН, связанных с реализацией Повестки, в том числе, в инициативе Глобального договора ООН - перспективной платформе для подключения российского бизнеса к усилиям по реализации Повестки и продвижения принципов ответственного ведения бизнеса в российской деловой среде.

o Поддержать инициативы российского бизнеса в области устойчивого развития, направленные на учет интересов российских заинтересованных сторон в современных условиях, включая продолжение практики разумной информационной открытости по вопросам, связанным с реализацией Повестки.

o Продолжать в соответствии с ранее принятыми решениями деятельность по разработке, систематизации и упорядочению нормативно-правовой базы по вопросам устойчивого развития, в том числе климатической повестки, и их интеграцию с ЦУР.

· Стимулирование и поддержка:

o Содействовать созданию новых цепочек поставок, укреплению сотрудничества и формированию партнерств для доступа к технологиям.

o Внедрять меры государственной поддержки и финансового стимулирования, такие как софинансирование, льготное кредитование, налоговый вычет на реализацию проектов в области устойчивого развития, в том числе по ESG факторам.

o Обеспечить дальнейшее снижение административных барьеров, предсказуемость изменений в регуляторной среде для содействия долгосрочной устойчивости бизнеса.


Направления совместной работы бизнеса и государства

· Объединение усилий:

o Определить и шире использовать на практике критерии отнесения инвестиционных проектов к числу проектов, отвечающих требованиям концепции экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG) для предоставления мер государственной поддержки участникам таких проектов.

o Расширять и углублять диалог между бизнесом и его заинтересованными сторонами в процессе взаимодействия с местными сообществами в ходе развития территорий, в том числе путем поддержки социального предпринимательства, МСП, НКО.

o Сохранять мониторинг повестки и практики устойчивого развития в деятельности зарубежных органов власти и бизнеса, а также анализ тенденций в акцентах международных организаций инфраструктуры устойчивого развития (в области отраслевых решений, финансирования и отчетности).

· Отечественные подходы и практики устойчивого развития:

o Сформулировать необходимый баланс между локализацией ESG инструментов и использованием сформированных глобальных стандартов, принципов и практик.

o Развивать национальные системы оценки, верификации, сертификации, рейтинговых агентств, финансовых структур и поставщиков решений, локализация иных элементов инструментария ESG.

o Выработать систему базовых показателей устойчивого развития.

Для создания условий и гарантий долгосрочной устойчивости бизнеса с учетом современных вызовов российским компаниям рекомендуется следовать основополагающим принципам и практикам ответственного ведения бизнеса и интегрировать их в процессы приня­тия управленческих решений. Ожидается, что федеральные и региональные органы власти станут рассматривать возможности интеграции аспектов повестки устойчивого развития при формировании и реализации политики в сфере экономики, экологии, социальных вопросов и стратегии развития в целом.

Экологический блок «E»:

● Управлением воздействием на атмосферу и водные ресурсы.

● Регулирование в сфере управления отходами и переработкой.

● Регулирование в сфере выбросов парниковых газов, внедрение решений по снижению углеродного следа.

● Развитие решений в области энергоэффективности и ресурсосбережения.

● Внедрение практик управления экологическими рисками.

● Формирование устойчивых цепочек поставок и логистических решений.

● Сохранение биоразнообразия.



Социальный блок «S»:

· Сохранение, поддержка трудовых коллективов и занятости персонала, включая:

- развитие и обучение/переобучение персонала, учитывая образовательные программы по тематике устойчивого развитию, повышения человеческого потенциала;

- сохранение и обеспечение здоровья и благополучия персонала, безопасности в сфере охраны труда;

- реализация комплексных социальных программ по поддержке благополучия работников;

- поддержка волонтерских инициатив.

· Развитие территорий присутствия и формирование устойчивых сообществ, городов и населенных пунктов, включая оказание поддержки и содействие развитию коренных малочисленных народов.

· Поддержка субъектов малого бизнеса, социального предпринимательства, НКО.

· Поддержка развития образования по тематике устойчивого развития, интеграция этой повестки в существующие программы и разработка новых программ для экспертов разных профессиональных областей (в области высшего и среднего образования, в системе повышения квалификации, в том числе, в рамках корпоративного образования, при подготовке специалистов НКО, органов местного самоуправления и региональных общественных формирований).

· Развитие системы профстандартов для экспертов узкого и широкого профиля в области устойчивого развития (КСО, ESG) и формирование системы сертификации экспертов и образовательных программ.

· Поддержка проектов межотраслевого взаимодействия.



Блок управления «G»

· Переход к модели устойчивого управления и повышение потенциала ESG повестки в России.

· Повышение эффективности системы управления.

· Усиление практик управления рисками.

· Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами с целью поддержания баланса интересов и снижения нефинансовых рисков.

· Обеспечение прозрачности при взаимодействии со стейкхолдерами.

· Развитие механизмов государственной поддержки.

· Проведение оценки квалификации топ-менеджеров с учетом критериев в сфере устойчивого развития и ESG факторов, введение соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ) в оценку результатов деятельности.

· Реализация программы национальной сертификации зеленых проектов.

Ключевая задача сегодня заключается в том, чтобы сохранить бизнес, создать одновременно основу для дальнейшего его развития и роста экономики страны. Социальные, экологические, управленческие аспекты деятельности - ESG факторы, играют при этом существенную роль. Это связано не только с задачами выживания, но и обеспечения конкурентоспособности и устойчивости, возможностей выхода на рынки товаров, услуг и капиталов, что подразумевает необходимость удерживаться в направлении глобального движения в сторону целей устойчивого развития, поддержания достаточно высокого уровня соответствия национальным и общемировым ожиданиям и требованиям в отношении современного ответственного бизнеса.