Зачем малому и среднему бизнесу соблюдать экологические стандарты? На протяжении последних лет зеленая повестка остается в приоритете у нашего государства, несмотря на идущие друг за другом экономические кризисы, – регулирование в области охраны окружающей среды продолжает
корректироваться и дополняться. Из последних важных решений, принятых в этом году, можно отметить, в частности, утверждение правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, порядка создания и ведения реестра выбросов таких газов (
Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. № 707), а также критериев отнесения юридических лиц и ИП к регулируемым организациям, которые согласно
ст. 7 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ обязаны ежегодно – начиная с 1 января 2023 года – отчитываться о выбросах парниковых газов (
Постановление Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 355). Новая отчетность, очевидно, будет представляться в основном крупными предприятиями, для которых она является обязательной, – к регулируемым организациям будут относиться юридические лица и ИП, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тыс. тонн и более углекислого газа в год в период до 1 января 2024 года, а после этой даты – 50 тыс. тонн и более в год. Все остальные организации и ИП могут представлять соответствующие отчеты в Минэкономразвития России по своему желанию.
То, какие требования являются обязательными для того или иного субъекта хозяйственной деятельности, зависит, напомним, от
уровня негативного воздействия на окружающую среду объектов, используемых в такой деятельности, – критерии распределения последних по категориям установлены
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398. Так, например, расчет нормативов допустимых выбросов и сбросов производится только для объектов I и II категории, оказывающих, соответственно, значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "
Об охране окружающей среды"; далее – Закон № 7-ФЗ). Осуществляющие деятельность на объектах I категории лица обязаны указывать такие расчеты в заявке на получение комплексного экологического разрешения – оформление данного разрешения для этих объектов является обязательным, а владельцы объектов II категории представляют расчеты нормативов одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду (
п. 3 ст. 31.1,
п. 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).
Программы производственного экологического контроля, содержащие сведения об инвентаризации выбросов и сбросов загрязняющих веществ и их источников, а также отходов производства и потребления и объектов их размещения, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля и местах отбора проб и методиках измерений утверждаются для объектов I, II и III категорий (
ст. 67 Закона № 7-ФЗ). Стоит отметить, что с 1 сентября текущего года начнут действовать новые требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления такого контроля в территориальные органы Росприроднадзора (
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 февраля 2022 г. № 109).
Вносить
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны все организации и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает такое воздействие, кроме тех, кто работает исключительно на объектах IV категории (
ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).
Какая ответственность предусмотрена за неуплату сбора или непредставление сведений об исполнении норматива утилизации отходов от использования товаров – в материале "Экологический сбор"
Энциклопедии решений системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ При этом на законодательном уровне установлены не только экологические требования к хозяйствующим субъектам и порядок контроля за их выполнением (причем лица, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, снова находятся в выигрышном положении – согласно
п. 6 ст. 65 Закона № 7-ФЗ плановые надзорные мероприятия в их отношении не проводятся), но и экономические механизмы стимулирования организаций и ИП к к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). В частности, предусмотрены коэффициенты, повышающие плату за НВОС при превышении нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также лимитов на размещение отходов и, напротив, обнуляющие ее в случае внедрения на предприятии НДТ и соблюдения технологических нормативов, осуществления утилизации отходов (
п. 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Кроме того, государство оказывает поддержку предприятиям, реализующим инвестиционные проекты по внедрению НДТ, – им возмещается часть затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2019-2024 годах в рамках реализации таких проектов, или на уплату процентов по оформленным в указанный период кредитам на реализацию инвестпроектов (в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 541).
Фонд развития промышленности планирует запустить программу льготного софинансирования проектов, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, строительство и реконструкцию очистных сооружений. Займы для реализации таких проектов по ставке 1% или 3% годовых (в зависимости от вида обеспечения займа) в размере от 50 млн до 1 млрд руб. на срок до семи лет смогут получить предприятия, которые владеют объектами, включенными Росприроднадзором в перечни квотируемых объектов в городах реализации федерального проекта "
Чистый воздух", а также предприятия, расположенные на территории регионов – участников федерального проекта "
Оздоровление Волги" и сбрасывающие загрязненные воды в Волгу и ее притоки. Изучить информацию о программе и узнать, когда она начнет реализовываться, можно на официальном сайте фонда (frprf.ru/zaymy/ekologiya/).
Не стоит забывать и о ведущейся в России разработке системы финансирования зеленых проектов и инициатив в сфере устойчивого развития. Так, утверждены:
- цели и основные направления устойчивого развития РФ, которые определяют ключевые направления государственной политики по развитию инвестиционной деятельности и привлечению внебюджетных средств в том числе в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду (Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р);
- критерии зеленых и адаптационных проектов, для реализации которых можно будет получить льготное финансирование через специальные облигации или займы, и требования к системе верификации проектов устойчивого развития в России (Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587). Ряд верификаторов уже утвержден – их перечень, а также информация о проведении некоторыми из них как минимум одной верификации финансовых инструментов устойчивого развития размещены на сайте ВЭБ.РФ (в подразделе "ESG-финансирование" раздела "Устойчивое развитие").
Таким образом, государство стимулирует бизнес к экологизации деятельности, с одной стороны, устанавливая определенные нормативные требования в части ограничения воздействия на окружающую среду, с другой – предусматривая преференции для организаций, переходящих на использование более экологичных технологий.
При этом по-прежнему непростым остается вопрос, как подвигнуть к реализации недешевых экологических проектов, в том числе предполагающих модернизацию производства, субъекты МСП, которые, во-первых, обладают более ограниченными ресурсами по сравнению с крупным бизнесом, а во-вторых, работают, как правило, на объектах IV и III категорий, оказывающих минимальное или незначительное воздействие на окружающую среду. "Предприятия МСП – это в основном объекты IV категории, к которым экологическим законодательством практически никаких требований не предъявляется. Они разработали
паспорта отходов, ведут журнал движения отходов, на этом все. Государственный контроль к ним не приходит, за исключением случаев, когда что-то случилось на предприятии. И они сидят себе спокойно и ничего не делают в области экологии.
Изменить ситуацию, по мнению экспертов, может так называемое давление снизу – запрос со стороны общества, особенно более молодых возрастных групп, придерживающихся принципов осознанного потребления и лояльных к компаниям, которые демонстрируют свою причастность к реализации зеленой повестки. Так, например, по результатам проведенного в 2021 году агентством Havas Media исследования, уже 34% россиян готовы платить больше за товары компаний, решающих экологические проблемы.
В связи с этим представители экспертного сообщества советуют малому и среднему бизнесу обратить внимание на:
- экологические стандарты – международные (например, ISO 14001 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению") и национальные в области охраны природы, экологического менеджмента, ресурсосбережения (например, ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы", ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению", ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения", ГОСТ Р 54199-2010 "Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности" и многие другие). Стоит иметь в виду, что соблюдение стандартов, в том числе экологических, может включаться, например, в конкурсную документацию при размещении государственных и муниципальных заказов и в требования к участникам цепочек поставок;
- системы добровольной сертификации. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности, напомним, осуществляется по установленным ст. 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" общим правилам проведения добровольного подтверждения соответствия. Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации размещен на сайте Росстандарта (www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/complianc...).
Кроме того, как подчеркнули представители Российского экологического общества, в нашей стране начинает формироваться тренд на утверждение корпоративных (на уровне локальных актов компании), муниципальных и региональных экологических стандартов. Причем последние, что немаловажно, содержат в себе конкретные финансовые и налоговые меры стимулирования перехода к использованию в хозяйственной деятельности экологичных технологий и производству экологичной продукции. Такой региональный экологический стандарт, например, в 2020 году был утвержден в Челябинской области, в настоящее время идет обсуждение проекта муниципального экологического стандарта Вологды.
Таким образом, добровольно принимая на себя обязанности по соблюдению определенных экологических стандартов, малый и средний бизнес получает возможность конкурировать с менее экологичными крупными поставщиками, участвовать в грантовых, кредитных и иных программах поддержки реализации зеленых проектов. А также успешно решает задачи имиджевого позиционирования, что позволяет привлекать не только новых клиентов, но и квалифицированные кадры – эксперты отмечают, что наличие у организации корпоративного зеленого стандарта становится все более значимым критерием для выбора работодателя.
#экологическаяустойчивостьмсп #экологическийстандарт #зеленыйбизнес #социальнаяответственность #экологическиерешения #зеленыеинициативы #конкурентоспособность #имиджкомпании #привлечениеперсонала #экологическипозиционирование #зеленыепроекты